РуEn
Генеральный директор TPV CIS Блажей Бернард Райсс дал интервью журналу "РБК + "

10 ноября 2015

О том, почему ведущий китайский контрактный производитель электроники TPV Group может закрыть свой завод в Петербурге, а с ним и бизнес в России и как вывести предприятие на безубыточность, в интервью рассказал генеральный директор компании TPV CIS St. Petersburg Блажей Бернард Райсс.

Блажей Бернард Райсс, TPV CIS St. Petersburg

Блажей Бернард Райсс, TPV CIS St. Petersburg.

Как вы перестраиваете систему планирования с учетом экономической ситуации в России?

— Штаб-квартира дала Петербургу примерно полтора года на разработку планов и понимание того, что будет с бизнесом в этой шаткой ситуации. Если мы не поймем, у нас продолжит расти убыток; тогда мы будем закрывать петербургскую площадку и выводить бизнес из России.

Сейчас всем тяжело ответить на вопрос, что будет. Каким образом вы пытаетесь выстроить новые модели поведения на рынке?

— ТВ-рынок в России за последний год упал примерно на 43%. Причем упал в основном в самом низком и среднем сегментах продукции. Если до недавнего времени мы собирали только телевизоры и обслуживали только телевизионную индустрию, то сейчас выходим на более широкий спектр услуг и готовы осуществлять контрактную сборку других видов продукции. Компания ведет переговоры в этом направлении со многими потенциальными клиентами, и я надеюсь, что это будет правильной диверсификацией нашего бизнеса.

Кто ваши конкуренты в борьбе за новые контракты?

— Заводы Калининградской области и белорусский «Горизонт». Но здесь нужно сделать две оговорки. Во-первых, в 2016 году Калининградская область лишается основных экономических преимущество собой экономической зоны, что позволит нам играть по одним правилам. Второе — компании наблюдают оправданное ужесточение фискальной политики, попытки выдавить бизнес из теневых схем. Зачастую бизнес и калининградских, и белорусских производителей не вполне прозрачен и потому уязвим. Мы, например, запрашивали у «Горизонта» цену контрактного производства определенных моделей, но там не смогли объяснить, как формируется их стоимость.

Возможно, белые схемы важны для иностранных компаний, а для российских на первом месте всегда цена…

— Я стал чаще слышать от российских бизнесменов, что они готовы поступиться маржой, но взять на себя меньшие риски. Они видят движение налоговых, таможенных органов в этом направлении… Если вернуться к «Горизонту», то предприятие предлагает достаточно низкую цену сборки, но предоставляет сервис, не соответствующий уровню требований мировых брендов. В эти требования входит не только качество сборки, но и предоставление широчайшего спектра услуг по логистике, локализации и постпродажному обслуживанию. Мы, напротив, развиваем логистический центр и сегодня уже имеем возможность доставлять товар прямо в магазин, причем по всей России и странам Таможенного союза. Кроме того, мы обеспечиваем постпродажное обслуживание.

Комплексный пакет услуг — понятная бизнес-модель. Но нужна ли она сейчас рынку?

— Мы уже внедрили такую услугу в модель обслуживания нашего крупного заказчика — компании Philips. И, общаясь с другими потенциальными клиентами, тоже видим их заинтересованность в этой услуге.

Можете назвать, с кем вы ведете переговоры?

— Сейчас это преждевременно. Могу рассказать, что в 2015 году нам удалось заключить договор с компанией «Инфомир». Мы производим для них IPTV приставки. До этого компания имела производство на Украине, а сейчас локализуется в России. Это хороший пример того, что мы можем качественно работать и для телекоммуникационной отрасли.

Все-таки уход одной компании от украинских партнеров — это внерыночный фактор. Видите ли вы какие-то системные шаги со стороны правительства России по поддержке местных производств?

— Например, изменение таможенной политики. В сентябре совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) изменил нижний предел ввозной таможенной пошлины на телевизоры: она останется на уровне 10%, но будет составлять не менее €25,5. Это значит, что на дешевые телевизоры стоимостью менее €250 пошлина повысилась, и контрактным сборщикам таких аппаратов в России будет проще развиваться, поскольку пошлина на ввоз комплектующих для сборки снизилась. Основной собираемый на нашем заводе модельный ряд как раз относится к среднему ценовому сегменту. Эта мера позволит нам сохранить текущий уровень производства в России и быстро нарастить объемы в случае положительных изменений конъюнктуры рынка. Скорее всего, также получится снова сделать российскую сборку экономически привлекательной для основных топовых телевизионных брендов, с которыми петербургский завод сотрудничал ранее. В пиковом для нас 2012 году на предприятии одновременно собирались телевизоры не только марки Philips, как сейчас, но также Sony, Sharp и Panasonic. Я считаю, что вполне возможно восстановить это партнерство. Что же касается таможенного регулирования, то это хороший пример того, как правительство РФ может реально стимулировать импортозамещение в области производства бытовой электроники.

Если резюмировать, то какие факторы сейчас помогают вам развиваться, а какие, напротив, усложняют ведение бизнеса?

— Во-первых, российское правительство всерьез задумалось о развитии несырьевого сектора экономики. Во-вторых, Россия входит в БРИКС, где накоплен успешный опыт защиты производителей и формирования высокотехнологичных кластеров. Я всегда привожу в пример бразильскую модель, где таможенная пошлина на готовые изделия очень высока. Это вынуждает крупные компании заниматься локализацией своих производств даже для небольшого объема выпуска продукции.

Негативные факторы понятны — это прыжки курса, неопределенность и падение спроса. Но российский рынок все еще остается интересным для нашей отрасли. Сейчас рынок телевизоров оценивается в 6 млн штук. Спрос рано или поздно восстановится, и производители снова вступят в борьбу за свою долю в этих 6 млн. Конечно, лучше продержаться трудный период и остаться на перспективном рынке, нежели потом начинать бизнес с чистого листа.

Автор: Наталья Доброва

РБК+

И к другим новостям

Резюме