РуEn
Генеральный директор TPV CIS Блажей Бернард Райсс выступил экспертом газеты "КоммерсантЪ" в области импортозамещения и локализации..

08 декабря 2015

— КоммерсантЪ: Ваше предприятие ориентировано на работу с импортом? Если да, то, как вы развиваете процесс импортозамещения – ищете аналогичные российские комплектующие или формируете поставки из Китая, например, и так далее?

— Блажей Райсс: Компания TPV CIS (Ти Пи Ви Си Ай Эс), как единственный в России завод ведущего китайского контрактного производителя электроники TPV Group, ориентирован прежде всего на сборку телевизоров и другой электроники из импортных комплектующих. Что так же характерно для всей мировой отрасли бытовой электроники в целом. Тем не менее, мы активно включаем в свои технологический процесс продукцию российских производителей комплектующих. Локализация у нас присутствует в производстве упаковочных материалов, полиграфии, коробок для продукции.
Мы так же можем организовать локализацию пластика и электронных блоков, но только при правильном таможенном регулировании и благоприятных экономических условиях, когда за счет высокого объема мы получаем низкую себестоимость этих элементов.

— КоммерсантЪ:  Ориентировочно сколько составляют объемы затрат на импортозамещение (выросли ли они по сравнению с теми затратами, что шли на закупку импортных комплектующих ранее)? Какую отдачу от этих затрат ожидает ваше  предприятие?

— Блажей Райсс: Сейчас объем локализации составляет в среднем около 15% от стоимости одного телевизора среднего ценового сегмента. Мы можем этот объем увеличить до 30-35% за счет локализации электронных блоков и пластика.
А если ко всему этому локализовать производство LCD панелей, то можно достичь уровня в 60%. Но это очень сложный технологический процесс, требующий огромных вложений.

— КоммерсантЪ: Какие преимущества компаний, по вашему мнению, становятся или должны стать конкурентными в тяжелые времена? Что выходит на первый план в работе?


— Блажей Райсс: Те, которые влияют на эффективность бизнеса: постоянная автоматизация и оптимизация бизнес-процессов, логистических и производственных решений, жесткий контроль над затратами и складскими остатками, команда профессионалов, чей проактивный подход к работе хорошо отражается на итоговом результате.
Диверсификация бизнеса.

— КоммерсантЪ: Сколько нужно времени для налаживания технологической цепочки, чтобы начать производить свою собственную продукцию в нужном объеме в какой-либо сфере промышленности (любой пример)?

— Блажей Райсс: Если мы говорим про бытовую электронику, то сегодня в России невозможно полностью создать свой продукт без использования импортных комплектующих. Технически это возможно в сроки от одного года до двух лет. Но из-за того, что российский рынок сам по себе небольшой, то выйти при таких объёмах на конкурентную цену невозможно. Примером того служит проект Yota Phone. Чем этот проект закончился, все знают.
Вообще, произнести слово «импортозамещение» легко, вот только это очень длинный и трудоемкий путь. Но хорошо, что мышление начало меняться, это добавляет оптимизма. Я не ожидаю, что результаты программы мы увидим сегодня-завтра, но если уже на уровне правительства и топ-менеджеров крупных компаний эта мысль появилось – уже хорошо. Главное, не забывать, что все крупные производственные истории начинались со сборочных конвейеров. Нельзя одеть ребенка в костюм взрослого человека.

— КоммерсантЪ: Что, по-вашему, нужно изменить с экономической точки зрения в масштабе всей нашей страны (или локально в регионе), чтобы пошло более интенсивное развитие отечественных предприятий (ввести налоговые льготы, обеспечить дешевые кредиты, создать специальные государственные программы по импортозамещению и так далее)?

— Блажей Райсс: Например, изменение таможенной политики. В сентябре Совет Евразийской Экономической комиссии (ЕЭК) изменил нижний предел ввозной таможенной пошлины на телевизоры. Импортная пошлина останется 10%, но будет не менее 25,5 евро. Это значит, что на дешевые телевизоры (стоимостью менее 250 евро - 17500 рублей, при курсе 70 руб./евро) пошлина повысилась, и контрактным сборщикам таких телевизоров в России будет проще развиваться, поскольку пошлина на ввоз комплектующих для сборки снизилась. Основной собираемый на нашем заводе модельный ряд как раз принадлежит среднему ценовому сегменту. Что позволит нам сохранить текущий уровень производства в России и быстро нарастить объемы в случае положительных изменений конъюнктуры рынка. Также получится, скорее всего, снова сделать российскую сборку экономически привлекательной для основных топовых телевизионных брендов типа Sony, Panasonic и Sharp.
Однако эта мера достаточна лишь только, чтобы сохранить существующую крупноузловую сборку, но не способствует увеличению глубины локализации. Иными словами – импортозамещения. Для создания условий 35%-й локализации и выше надо использовать, к примеру, бразильскую модель, где таможенная пошлина на готовые изделия очень высока и есть конкретные требования к локализации пластика и электронных блоков, что вынуждает глобальных производителей локализовывать свои производства на территории этой страны даже для небольших объемов. Для внедрения такой модели в России потребуется внесение корректировок в существующие условия и договоренности между Россией и ВТО, что является непростой, но необходимой для осуществления идей по импортозамещению, задачей.

Полная версия

И к другим новостям

Резюме