РуEn
"Экономику Петербурга, как и экономику России, надо развивать по принципу системообразующих отраслей, а не отдельных предприятий."

16 июня 2016

Петербург, несмотря на кризис, остается промышленным городом — доля поступлений от промышленного сектора в доходы городского бюджета составляет почти 40%. Аналитики полагают, что будущее города связано с развитием инновационного сектора промышленного производства.

Денис Кожин

В Санкт-Петербурге расположено более 740 крупных и средних промышленных компаний, осуществляющих практически все виды производственных работ. Промышленный сектор по-прежнему является основным источником пополнения бюджета города. Вклад промышленного комплекса в формирование доходной части бюджетов всех уровней по сравнению с другими секторами экономики города является наибольшим — 38,8% (по итогам 2015 года). В прошлом году, по данным компании "КИТ Финанс Брокер", благодаря промышленному сектору Петербурга консолидированный бюджет РФ пополнился на 284,9 млрд рублей.

Елена Ульянова, председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга отмечает, что в целом в промышленности Петербурга представлены все отрасли, относящиеся к группе высокотехнологичных и среднетехнологичных (высокого уровня) видов деятельности: химическое производство, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования.

Индикатор здоровья

Индикатором здоровья промышленного сектора в Санкт-Петербурге является индекс промышленного производства, который за период с января по март текущего года в годовом выражении составил 101,8%.

Дмитрий Крутов, директор по развитию ГК "Доверие", отмечает, что только пищевая промышленность в январе — марте 2016 года показала рост на 20,6%. Во многом подобная результативность является следствием программы импортозамещения. "Большинству предприятий был нужен временной лаг для реорганизации и усиления производства с учетом новых экономических реалий и потребностей потребителей. Впрочем, успехи пищевого сектора напрямую зависят от внешней политики: срока действия санкций и ограничений на импорт ряда продукции, курса национальной валюты и некоторых других факторов", — полагает господин Крутов.

Впрочем, пищевая сфера в общей структуре петербургского промышленного комплекса занимает долю не более 10%. Основная нагрузка традиционно приходилась на машиностроение — около 25%.

Председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин говорит: "Петербург является одним из лидеров по производству машиностроительной продукции среди других регионов России, обеспечивая по итогам 2015 года 10,8% от общего объема продукции машиностроения по стране".

По его словам, на сегодняшний день уже появились первые положительные результаты в станкостроительной отрасли. Несмотря на то, что за последние десятилетия отечественное станкостроение значительно пострадало, в городе удалось в большей степени сохранить уникальную научно-техническую школу, конструкторско-технологический и производственный потенциал. "Так, например, в Петербурге создан и с 2012 действует кластер станкоинструментальной промышленности. Кластер объединил в себе практически всех производителей станкоинструментального оборудования Северо-Запада для достижения общей цели — обеспечения жизненного цикла "НИОКР — постановка на производство — серийный выпуск", а также активного участия в создании современного рынка инновационного, наукоемкого оборудования и технологических услуг для ведущих отраслей экономики и промышленности России", — говорит Максим Мейксин.

Однако в машиностроении тренд на падение остается доминирующим, во многом из-за спада на рынке производства автомобилей. Так, по итогам 2015 года в Петербурге оно сократилось сразу на 14%. "Впрочем, можно говорить о формировании некоторого отложенного спроса для данной сферы, который напрямую будет связан со стабилизацией экономической ситуации в стране и ростом доходов населения. Зато на фоне отказа от массового потребителя от новых машин более чем на 20% выросло производство автокомпонентов и запчастей", — подмечает положительную тенденцию господин Крутов.

Также свой вклад в поддержку сектора внес Петербургский тракторный завод, который заключил ряд крупных контрактов на экспорт тракторов "Кировец" в страны Европы, в частности, во Францию и Чехию.

Фармацевтика идет в рост

"Из наиболее перспективных для Петербурга отраслей можно выделить производство медицинских изделий и фармпрепаратов. Росту сектора способствует увеличение объемов государственного заказа и ориентация на лекарственные аналоги и дженерики, произведенные в России. Более того, появление в Петербурге фармацевтического кластера и его достаточно активное развитие говорят о высоком потенциале отрасли и в будущем", — уверен господин Крутов.

По данным "КИТ Финанс Брокер", доля фармацевтической промышленности Санкт-Петербурга составляет около 6,2% в общероссийских показателях, включая ряд уникальных лекарственных препаратов и субстанций. Согласно данным Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, в период с 2010 по 2014 год в рамках кластера фармацевтической и медицинской промышленности инициировано свыше 18 инвестиционных проектов с участием российских и зарубежных фармацевтических компаний на сумму более 37 млрд рублей.

Дмитрий Дергачев, президент фармацевтической компании "РИА Панда", впрочем, несколько скептичен: "Начавшая "за здравие" свое развитие в Санкт-Петербурге фармацевтическая промышленность на сегодня, несмотря на объявленные преференции, стагнирует. Я считаю преференции для этой отрасли отечественного производства мизерными, не дающими стимула к ее развитию в существующем конкурентном окружении и практически полной зависимости от импорта во всем — в инженерном, технологическом оборудовании и субстанциях! Окупаемость инвестиций в фармпроизводстве уже давно составляет не семь привычных лет, а все четырнадцать. "Регистрационный ад", пристальное внимание налоговиков к крупному (свыше 2 млрд рублей в год) бизнесу, влекущее нескончаемые проверки предприятий, и много других факторов позволяют предположить, что новые крупные проекты в фармацевтике придут в город на Неве не скоро", — сокрушается производитель.

Традиционно в Петербурге значительную долю занимают и предприятия оборонного сектора. Основная "спецификация" петербургских предприятий — это производство радиолокационной, навигационной аппаратуры, аппаратуры для электросвязи. Основную долю обеспечивает АО "Концерн ВКО "Алмаз — Антей"".

Дмитрий Дергачев считает самым перспективным кораблестроительный сектор — как по военным заказам, так и по гражданским. "Ведь объявленный курс на восстановление рыболовного флота, проекты в Северном Ледовитом океане, требующие обновления ледокольного флота — все это может обеспечить заказами Санкт-Петербург надолго, — говорит эксперт. — Военная промышленность — еще одна традиционная для города и в сегодняшних геополитических условиях явно лидирующая по развитию сфера. Здесь огромный потенциал малых частных предприятий, который вообще пока не реализован".

Подтянуть инновации

Анна Устинова, ведущий аналитик "КИТ Финанс Брокер", считает, что в среднесрочной перспективе основными драйверами роста промышленного сектора выступят компании, выпускающие машиностроительную продукцию, пищевые продукты, металлургическую продукцию и готовые металлические изделия.

"Что касается динамично развивающихся и перспективных отраслей в Санкт-Петербурге, то здесь обозначим следующие направления: развитие инновационного сектора, а также развитие сельского хозяйства и продовольствия", — полагает она.

В целях развития инноваций создаются кластеры, а именно "Кластер медицинской, фармацевтической промышленности" и "Кластер развития информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций".

"В городе создана инфраструктура поддержки инноваций на разных стадиях жизненного цикла. ""Технопарк Санкт-Петербурга", бизнес-инкубатор "Ингрия" — это одни из ключевых элементов IT-кластера, получающие частично финансирование из средств бюджета города, частично от частных инвесторов", — отмечает госпожа Устинова.

Илья Шуравин, управляющий партнер Rusland SP, полагает, что городским промышленникам следует концентрироваться на высокоточных технологиях, различных видах связи, судостроении, усиленно развивая технологии двойного назначения.

"К сожалению, без интеграции городской программы в федеральную индустриальную стратегию данные проекты практически невозможны", — отмечает эксперт.

"В городе не развита электронная промышленность, строившееся в советское время здание, защищенное от вибрации, так и стоит "скелетом" на территории бывшего флагмана электронной промышленности "Светлана", думаю, перспектив здесь так и нет, ситуация очень похожа на фармацевтические субстанции — делать в России микросхемы также невыгодно, частный бизнес в это не пойдет, а планы государства на эту тему неизвестны", — сомневается Дмитрий Дергачев.

Максим Федорченко, заместитель генерального директора компании "Лиман-трейд", также считает, что к "отстающим" отраслям можно отнести наукоемкие производства, в частности, телекоммуникационную отрасль. "Но это уже исторически сложившаяся проблема, связанная с утечкой мозгов: в не самые лучшие времена многие светлые головы уехали за границу, создав тем самым кадровые пробелы на предприятиях. Восполняются они десятилетиями, хотя со стороны государства сейчас делается все возможное для того, чтобы создать в стране все условия для нормальной работы молодых специалистов, трудящихся в наукоемких отраслях".

Неоднозначное будущее

Дмитрий Фомин, аналитик Conomy, рассуждает: "Будущее петербургской промышленности в среднесрочной перспективе является достаточно неоднозначным. Наиболее защищенной отраслью, очевидно, является судостроение — на петербургские опытно-конструкторские бюро и заводы приходится 70% НИОКР и 40% производства отрасли в стране, и данную отрасль будут поддерживать государственные заказы, привлечение инвестиций для модернизации производства, активное включение в производственный цикл местных заводов по производству комплектующих, а также масштабная кадровая реорганизация".

Также, по мнению аналитика, отличные перспективы имеет активно развивающаяся отрасль медицинских технологий и фармацевтики — петербургский фармкластер признан одним из приоритетных и является наиболее крупным по объему инвестиций и динамически развивающимся кластером этого направления в России. В него уже входят более 150 компаний, около сотни из которых производственные. Данный сегмент поддержит практика международного сотрудничества и трансфера технологий, а также льготы, получаемые за счет резидентства многих представителей отрасли в ОЭЗ "Санкт-Петербург", также представленной предприятиями IT-отрасли, точного приборостроения и инновационных предприятий электроэнергетики, говорит господин Фомин.

К моменту окончательного выхода экономики из рецессии имеет шансы на рост в будущем сектор автомобилестроения — с ростом реальных доходов в свое время вернется и потребительский спрос, что может дать импульс для нового притока инвестиций.

Также, с учетом урока последних полутора лет, есть надежда на развитие и диверсификацию пищевой промышленности — из-за слишком узкой направленности даже с учетом политики импортозамещения отрасль не смогла за 2015 год выйти в плюс, тогда как в области прирост пищевой промышленности составил более 6%.

"Если говорить о пессимистичных прогнозах, то в неудобном положении в ближайшей перспективе могут оказаться металлургия и приборостроение: предприятия страдают от чрезмерного роста тарифов на электроэнергию, что в условиях низкого спроса на продукцию рискует поставить многие из них на грань выживания. Правда, среди них в чуть более выигрышном положении окажутся производства, поддерживаемые государством: оборонный комплекс и сельскохозяйственное машиностроение", — считает господин Фомин.

Практики еще более пессимистичны. "Я уже несколько дней слышу по "Бизнес-FM" о том, что в стране олигархически-силовыми кланами идет "отжатие" более или менее крупного бизнеса, который ранее, при нормальных ценах на энергоносители, мало кого интересовал. Это суровая реальность, с которой наш холдинг живет уже не один год, отбиваясь то от одной, то от другой атаки в условиях почти "перманентного рейдерского захвата", мы развиваем бизнес в Санкт-Петербурге как на войне, под лозунги о поддержке отечественного производителя. Поэтому дойдут ли аппетиты сильных мира сего до парикмахерских и булочных или остановятся на заводах и заводиках — это основной вопрос, на который надо ответить, чтобы прогнозировать какие сектора появятся, а какие исчезнут", — говорит Дмитрий Дергачев из "РИА Панда".

Ресурсы есть

Хотя среди промышленников есть и более позитивно настроенные. Блажей Бернард Райсс, генеральный директор TPV, говорит: "Потенциал высокий есть у всех секторов за счет сосредоточения высококвалифицированных кадров, отличной логистической базы, наличия энергетических ресурсов. Но еще раз хочу повторить свой тезис: экономику Петербурга, как и экономику России, надо развивать по принципу системообразующих отраслей, а не отдельных предприятий. Развитие одного сектора не может происходить в отрыве от других. Например, на нашем заводе появление новой модели телевизора на конвейере тянет за собой загрузку предприятий по изготовлению упаковки, пластикового литья, транспортных компаний".

"Можно с уверенностью сказать, что имеющийся промышленный потенциал и развитие новых производств позволят промышленности Петербурга в среднесрочной перспективе сохранить ведущую роль в экономике города. На мой взгляд, по-прежнему ключевыми отраслями в промышленности будут машиностроение, пищевая промышленность, металлургия и металлообработка, фармацевтика и радиоэлектроника", — говорит господин Мейксин.

"Правительство Санкт-Петербурга особое внимание уделяет поддержке и развитию отраслей, которые получили статус приоритетных: фармацевтической промышленности, двигателе- и станкостроению, производству электрооборудования (радиоэлектроники и оптики), судостроению, производству транспортных средств. Разработаны планы поддержки данных отраслей, предприятиям оказывается адресная помощь. В то же время для поддержания диверсифицированной структуры экономики большинство мер поддержи экономики, действующих на данный момент в Санкт-Петербурге, распространяется практически на все основные виды экономической деятельности. С 1 января 2015 года был расширен "пакет" налоговых преференций (устанавливаемых в зависимости от численности работников и размера заработной платы), снижены сроки прохождения некоторых административных процедур", — отмечает госпожа Ульянова.


Подробнее по ссылке.

И к другим новостям

Резюме