РуEn

+7 (812) 600-50-91

Петербургский завод китайской TPV Technology отобрал у калининградских конкурентов заказы

06 февраля 2017

Китайский производитель электроники TPV Technology вдвое увеличивает контрактное производство телевизоров на промплощадке в Шушарах, принадлежащей "дочке" китайской компании — ООО "Ти Пи Ви Си–Ай–Эс".

За прошлый год местный завод собрал 600 тыс. телевизоров, в этом году контрактное производство возрастет до 1,2 млн единиц, что обеспечит заводу 60%–ную загрузку, а выручка ООО приблизится к отметке 6,5 млрд рублей.

Осторожный прогноз по выручке компания дает в связи с тем, что лишь в наступившем 2017 году ожидается смещение потребительского спроса от дорогих 3D–smart–моделей с максимальной диагональю к доступным телевизорам российских брендов. Помимо телевизоров Philips (TPV выкупила у нидерландской Royal Philips право производить и продавать телевизоры Philips) петербургский завод начал собирать телевизоры под брендами Doffler, Harper, Haier, Dexp. Некоторые из них ранее собирали в Калининграде. Например, телевизоры Doffler по заказу московского ООО "Компания Рембыттехника" собирало калининградское ООО "Альфа Строй Комплект" (ликвидируется с 25 мая 2016 года). Перебираются с калининградского ООО "Мегабалт" в Шушары и телевизоры Haier.

Анклав без льгот

С 1 апреля 2016 года российский анклав лишился таможенных преференций особой экономической зоны (ОЭЗ). Закон об ОЭЗ, принятый в 1996 году, позволял импортерам ввозить комплектующие из Европы, Китая без уплаты таможенных пошлин и сборов, налога на добавленную стоимость. А затем беспошлинно вывозить готовые изделия, произведенные из иностранных комплектующих, в другие регионы России.

"Как только Калининград лишился преференций, это сразу привело к выравниванию рыночных условий для контрактных производств электроники в России. Многие наши новые клиенты пришли из Калининграда. Прежде всего, благодаря логистике производить телевизоры у нас стало выгоднее, — поясняет генеральный директор TPV CIS Блажей Бернард Райсс. — Все говорит о том, что для TPV 2017 год будет намного лучше предыдущего. Нам удалось не только сохранить завод, но и привлечь новых заказчиков и загрузить производство вдвое по сравнению с 2016 годом".

Из калининградских заводов на запрос "ДП" никто не ответил, телефоны, указанные в СПАРК, в большинстве случаев не отвечают. В калининградском ООО "Смарт" (собирает телевизоры под брендом Akai) ответил бухгалтер и сообщил, что руководства предприятия нет, так как линия сегодня не работает, а загрузка предприятия сократилась. Но на сколько сократился выпуск, собеседник "ДП" уточнить отказался.

Китайская стратегия

Сборочное производство LCD–телевизоров и мониторов под брендом Philips в Шушарах китайская TPV Technology запустила в 2011 году на арендованных у АКМ Logistic площадях (20 тыс. м2). Объем инвестиций составил $30 млн, или 900 млн рублей. Две сборочные линии рассчитаны на выпуск 2 млн телевизоров в год.

Завод работает в режиме крупноузловой сборки, то есть крупные части телевизора (панель, плата, корпус) приходят в Шушары из Китая и Польши. На заводе к плате припаивают разъем, соединяют все части телевизора проводами, укладывают в корпус, скрепляют его винтами, настраивают, тестируют и упаковывают. По такой технологии работают все российские заводы по сборке телевизоров. Самые крупные из них — ООО "ЛГ Электроникс РУС" и ООО "Самсунг Электроникс Рус Калуга" — собирают наиболее популярные в России телеприемники LG и Samsung (см. "Кто производит телевизоры...").

За счет крупноузловой сборки производители экономят на таможенных пошлинах. Пошлина на телевизор составляет 10%, но не менее 25 евро. "В среднем уровень локализации на российских заводах колеблется в диапазоне от 1 до 7% в зависимости от цены товара. Здесь телевизоры только собираются и упаковываются", — объясняет Райсс. По его мнению, глубину локализации можно было бы увеличить на 10–15% только за счет увеличения ввозных таможенных пошлин на готовые электронные блоки, платы. "За повышением пошлин последует локализация производства. В последние годы многие российские оборонные предприятия получали средства из бюджета на модернизацию. Они покупали оборудование с большим запасом производительности. Например, высокоскоростные линии поверхностного монтажа печатных плат. Сейчас они простаивают или загружены не более чем на 10%. Загрузить линии гражданской продукцией можно, только повышая пошлины. Как это делал Китай и делает, например, Бразилия. Надо поступать так же, как сейчас в России происходит в автопроме. Но пока что нас, производителей бытовой техники и электроники, видимо, не считают здесь индустрией", — сетует Райсс.

Незаметная отрасль

В официальную российскую статистику данные о радиоэлектронной промышленности не попадают. Такая традиция сохранилась с советских времен, тогда радиоэлектроника составляла важную часть засекреченного оборонно–промышленного комплекса и выпускала гражданскую продукцию минимальными партиями. Времена изменились. Сегодня эксперты оценивают емкость российского рынка радиоэлектронных изделий в 1 трлн рублей в год. Львиную долю этой суммы забирают иностранные производители электронных компонентов.

Формально доля импорта в электронике с 2014 года сократилась с 75 до 38%, но выпущенная в РФ продукция более чем на 90% состоит из иностранных компонентов, признает Александр Логинов из концерна "Силовые машины". Чтобы наладить в России производство элементной базы, предприятия должны иметь огромные масштабы, выпускать миллионы компонентов в год — тогда российская продукция будет сопоставима по цене с китайской. Но обеспечить такой выпуск можно, только выйдя на глобальный рынок, а он прочно занят китайскими поставщиками, рассуждает Борис Юркевич, главный инженер АО "Ленгидропроект" (проектирует гидроэнергетические объекты с радиоэлектронным оборудованием). "Выигрывает тот, кто имеет массовое производство. Пока у нас его нет, наши аналоги будут дороже", — признает Борис Юркевич.

Повышение пошлин только навредит, полагают эксперты, цены на компоненты взлетят, а спрос и так падает. Российские производители электронных компонентов рассчитывают лишь на Минобороны, "Роскосмос" и другие госструктуры, готовые переплачивать за секретность. Но они не обеспечат высокой загрузки, ее могут дать только производители гражданской электроники.

И к другим новостям

Резюме